По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Совета муниципального района "Заполярный район" от 30.05.2013 N 404-р "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района "Заполярный район"
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЗАПОЛЯРНЫЙ РАЙОН"
44-я сессия II созыва
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 404-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЗАПОЛЯРНЫЙ РАЙОН"
В соответствии со статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" Совет муниципального района "Заполярный район" решил:
1. Утвердить схему территориального планирования муниципального района "Заполярный район" в следующем составе:
- Положение о территориальном планировании (приложение 1);
- карта "Проектный план" (приложение 2);
- карта "Административные границы" (приложение 3);
- карта "Функциональное зонирование территории" (приложение 4);
- карта "Планируемое размещение объектов капитального строительства местного значения: инженерно-транспортная инфраструктура" (приложение 5);
- карта "Планируемое размещение объектов капитального строительства местного значения: социальная инфраструктура и прочие объекты" (приложение 6).
2. Администрации Заполярного района обеспечить доступ к утвержденной схеме территориального планирования муниципального района "Заполярный район" и материалам по ее обоснованию на официальном сайте Заполярного района.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета Глава муниципального района
муниципального района "Заполярный район"
"Заполярный район" А.В.БЕЗУМОВ
В.А.ОКЛАДНИКОВ
Приложение 1
к решению Совета
муниципального района
"Заполярный район"
от 30.05.2013 № 404-р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
1. Введение
Состав, содержание и назначение схемы территориального планирования определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основные положения схемы территориального планирования отражают комплекс мероприятий, обеспечивающий долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие района на 20 лет.
Цель работы - разработка основополагающего документа территориального планирования муниципального образования Заполярный район Ненецкого автономного округа в соответствии с действующим законодательством РФ.
Схема территориального планирования района является основой для дальнейшей разработки (детализации) документов территориального планирования сельских советов и населенных пунктов, входящих в состав Заполярного района.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (глава 3, ст. 9).
Схема территориального планирования является обязательным документом для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации ими решений в части использования территориальных ресурсов, а также может являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.
В основу разработки проекта схемы положен методологический принцип рассмотрения территории района как сложной территориальной геоэкосистемы, включающей пять подсистем: природно-ресурсную, социально-демографическую, эколого-природопользовательскую, производственно-экономическую и инженерно-инфраструктурную.
Задача разработки схемы территориального планирования заключается в определении основных направлений и параметров пространственного развития, совершенствования территориальной организации Заполярного района.
Реализация данных мероприятий направлена на создание благоприятной среды проживания населения, достигаемое путем развития социальной, транспортной, производственной, инженерной инфраструктуры района, а также сбалансированного использования (освоения) ресурсной базы района.
Общей социально-экономической и градостроительной, стратегической целью схемы территориального планирования Заполярного района является формирование конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной территории района, достижение достаточного уровня ее социально-экономического развития.
Определение перспективных "точек роста" и формирование (реконструкция) транспортных коридоров на территории района не должны создавать территориальных диспропорций, касающихся качества жизни людей района, проживающих в различных сельских советах.
Цель устойчивого развития территориальной системы Заполярного района - оптимизация пространственной организации хозяйствующих субъектов, системы расселения, рынка труда, структуры и качественного состояния трудовых ресурсов, сохранение и приумножение всех ресурсов, в том числе уникальной исторической среды, для будущих поколений.
Стратегия развития Заполярного района направлена на стабилизацию ситуации и стимулирование последующего роста, что соответствует поставленной в схеме главной экономической идее проекта - достижение высокого уровня социально-экономического развития района, соответствующего потенциальным возможностям территории.
Рост экономического потенциала должен осуществляться за счет его дальнейшего развития, при максимальном использовании конкурентных преимуществ территории, в целях повышения промышленного, рекреационного и инфраструктурного освоения территории.
Состав задач, решаемых при разработке схемы территориального планирования Заполярного района:
1.1. Блок задач по оценке существующего состояния района
1. Анализ экономико-географического положения и роли Заполярного района в системе Ненецкого автономного округа и Северо-Западного региона в целом.
2. Общий анализ существующей социально-экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании, и перспектив (тенденций) ее развития.
3. Оценка природно-ресурсного потенциала района.
4. Оценка социально-демографической ситуации, тенденции ее развития.
5. Анализ состояния транспортной сети на территории района.
6. Оценка существующей внешней инженерной инфраструктуры района.
7. Анализ состояния инфраструктуры населенных пунктов.
8. Анализ сложившейся системы расселения.
9. Анализ существующего опорно-планировочного каркаса территории района.
10. Выявление проблем пространственной организации территории Заполярного района на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также принятых градостроительных решений.
11. Оценка ландшафтного, рекреационно-туристического потенциала района.
12. Оценка экологического состояния территории района.
1.2. Блок задач (мероприятий) по перспективному
территориальному планированию
1. Оптимизация планировочной структуры и функционального зонирования территории с установлением зон различного целевого назначения и ограничений на их использование. Определение основных направлений рационального размещения лесопромышленной, сельскохозяйственной и иных отраслей.
2. Оптимизация системы расселения на территории района, формирование сбалансированной межпоселенческой системы центров обслуживания, образования и здравоохранения.
3. Определение вариантов размещения и параметров объектов капитального строительства районного значения (жилищного строительства, производственных объектов и объектов социального обслуживания, автодорог, объектов инженерной инфраструктуры), планируемых в результате анализа развития территории района, как комплексного объекта со своими уникальными территориальными возможностями.
4. Расширение сферы приложения труда как в количественном, так и в качественном отношении - т.е. не только увеличение количества рабочих мест, но и разнообразие выбора.
5. Развитие малого предпринимательства и создание новых рабочих мест, как в процессе формирования общественной инфраструктуры, так и в качественном текущем содержании и обслуживании объектов, в том числе инфраструктуры отдыха и туризма.
6. Реализация мероприятий по развитию социальной инфраструктуры Заполярного района.
7. Определение мероприятий с целью обеспечения населения качественной и доступной медицинской помощью, эффективной работы всех структур здравоохранения.
8. Обеспечение доступности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, а также обеспечение отдыха детей в каникулярное время.
9. Создание условий для сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
10. Стабилизация экологической ситуации, восстановление и сохранение природных ландшафтов.
11. Обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
1.3. Планируемые результаты разработки и реализации схемы
территориального планирования Заполярного района
1. Определение приоритетов, очередности (последовательности) решения задач развития территории Заполярного района.
2. Обеспечение условий для разделения полномочий и обязанностей между различными уровнями публичной власти (федеральной, региональной, местной) в области территориального планирования на территории Заполярного района.
3. Обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления.
4. Подготовка оснований по изменению административного устройства района в целях оптимизации системы местного самоуправления, налогообложения и бюджетов, с учетом планируемых изменений планировочной организации территории района, полномочий и обязанностей разных уровней государственной власти и местного самоуправления.
5. Подготовка оснований для принятия решений и инициирования процессов об изменении границ земель и территорий (при необходимости).
6. Подготовка оснований для принятия решений о резервировании и/или изъятии земельных участков для государственных и муниципальных (районных) нужд.
7. Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц в области градостроительства, а именно правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
8. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности района. Выработка предложений по формированию инвестиционных зон активного экономического развития производственного и общественно-делового назначения и определение первоочередных мероприятий по размещению объектов капитального строительства местного значения.
9. Создание информационных ресурсов обеспечения градостроительной деятельности.
1.4. Этапы мероприятий по разработке схемы
территориального планирования Заполярного района
1. Сбор, систематизация и первичный анализ исходной информации.
2. Комплексная оценка территориальной системы района, анализ существующего положения района в разрезе отраслевых блоков.
3. Разработка предложений по перспективному развитию района.
4. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования.
5. Рассмотрение материалов проекта заказчиком работ и заинтересованными сторонами.
6. Корректировка проекта в соответствии с заявленными предложениями и замечаниями.
7. Согласование и утверждение проекта схемы территориального планирования Заполярного района.
Главные положения планировочной концепции развития района должны включать в себя следующие аспекты:
- оптимизацию существующих и формирование новых планировочных осей, узловых "точек роста", что должно обеспечить поддержку опорного каркаса территории;
- четкое и понятное функциональное зонирование территории, позволяющее обоснованно привлекать к освоению новые территориальные ресурсы по мере их востребования различными отраслями экономики, социальной сферы, интересами муниципального образования.
Важным направлением развития экономики района должна стать индустрия туризма, использующая имеющийся большой ландшафтно-рекреационный потенциал и значительные туристические ресурсы.
Показатели развития территориальной системы, приведенные в проекте, по ряду позиций являются самостоятельной разработкой авторского коллектива, обобщают прогнозы, предложения и намерения органов региональной власти Ненецкого автономного округа, территориальных управлений государственных органов власти в Ненецком автономном округе и во многом предложения руководителей различных структурных подразделений Администрации Заполярного района.
Схема территориального планирования Заполярного района подготовлена в соответствии с требованиями и нормами следующих документов:
- Градостроительного кодекса РФ;
- Земельного кодекса РФ;
- Лесного кодекса РФ;
- Водного кодекса РФ;
- Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Устава Заполярного района;
- Положения "Схема территориального планирования Ненецкого автономного округа".
Исходная информация, необходимая для разработки проекта, предоставлялась подразделениями региональной и муниципальной власти, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу, отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, управлением здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, иными органами управления, предприятиями, научно-исследовательскими организациями.
2. Перечень мероприятий по территориальному планированию
2.1. Мероприятия по совершенствованию
планировочной структуры территории района
Пространственная структура района формируется как планировочная система, основой которой являются функционально-планировочный, природно-экологический и историко-культурный каркасы.
2.1.1. Развитие функционально-планировочного каркаса.
Заполярный район занимает всю территорию Ненецкого автономного округа, за исключением территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", и расположен на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации. Включает морские острова - Колгуев, Вайгач, Сенгейский, Гуляевские Кошки, Песяков, Долгий и другие более мелкие. Его территория площадью 176,8 тыс. квадратных километров простирается с севера на юг более чем на 300 километров, а с запада на восток вытянута почти на 1000 км от мыса Канин Нос до Уральского хребта. Почти вся территория, за исключением крайней юго-западной части, находится за Северным полярным кругом. На юге на большом протяжении граница проходит с Республикой Коми, на юго-западе с Мезенским районом Архангельской области, на востоке с Ямало-Ненецким автономным округом. Побережье омывается Баренцевым, Карским и Белым морями, линия морского побережья составляет около 3000 км.
Административным и экономическим центром района является рабочий поселок Искателей. Он расположен в 4 км ниже по реке Печоре от центра округа - города Нарьян-Мара. Образует городское поселение "Рабочий поселок Искателей".
Заполярный район Ненецкого автономного округа - один из регионов Российской Федерации с недостаточно развитой инфраструктурой. До сих пор нет автомобильной дороги, круглогодичного сообщения с центральными районами России, нет железной дороги. Все доставляется в район авиатранспортом, морским транспортом и в зимний период по автозимнику. Пассажирское сообщение с другими городами страны осуществляется двумя авиакомпаниями - "Нордавиа" и "ЮТейр".
Заполярный район Ненецкого автономного округа сильно вытянут с запада на восток. Населенные пункты расположены в Канинской, Тиманской, Малоземельской и Большеземельской тундрах и на островах и связаны с окружной столицей авиационным транспортом.
Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводами и газопроводами от месторождений района и имеет основную ориентацию на юг в Республику Коми.
На уровне района сформирована группа взаимосвязанных населенных мест, включающая сельские советы, объединенная единым межселенным центром периодического социального обслуживания населения и общим организационно-хозяйственным управлением - районная система расселения с центром в п. Искателей. Формирование районной системы расселения обеспечит градостроительные предпосылки для предоставления населению максимально широкого выбора всех форм и видов человеческой деятельности.
В качестве нижней ступени иерархической структуры выступают восемнадцать сельских советов, которые образуют местные системы расселения. При этом каждая местная система расселения развивается не как автономная единица, а как составная часть единого муниципального хозяйственного комплекса, формирующегося на основе рационального разделения общественного труда между поселениями.
По причине рассредоточенного характера сельского расселения и особенностей планировочной структуры каждого сельского совета, некоторые населенные пункты исторически выполняют функцию подцентров местных систем расселения:
Андегский сельсовет - деревня Андег,
Великовисочный сельсовет - село Великовисочное,
Канинский сельсовет - село Несь,
Карский сельсовет - поселок Усть-Кара,
Колгуевский сельсовет - поселок Бугрино,
Коткинский сельсовет - село Коткино,
Малоземельский сельсовет - поселок Нельмин Нос,
Омский сельсовет - село Ома,
Пешский сельсовет - село Нижняя Пеша,
Амдерминский сельсовет - поселок Амдерма,
Приморско-Куйский сельсовет - поселок Красное,
Пустозерский сельсовет - село Оксино,
Тельвисочный сельсовет - село Тельвиска,
Тиманский сельсовет - поселок Индига,
Хорей-Верский сельсовет - поселок Хорей-Вер,
Хоседа-Хардский сельсовет - поселок Харута,
Шоинский сельсовет - поселок Шойна,
Юшарский сельсовет - поселок Каратайка,
поселок городского типа районного значения - рабочий поселок Искателей.
Подцентры местных систем расселения формируются в случае, когда радиусы обслуживания или доступность объектов социального обслуживания местного значения (детские образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и общественной безопасности) превышают нормативные показатели и, соответственно, снижается уровень комфортности для населения.
Поскольку перспективные территориальные системы проектируются как объекты управления и с учетом исторически сложившейся пространственной организации территории, границы систем совпадают с границами административных образований.
Масштабы развития систем расселения зависят от закрепляемых за каждой системой функций и места в хозяйственном комплексе района.
2.1.2. Формирование природно-экологического каркаса.
Для устойчивого развития Заполярного района большое значение имеет создание эффективного природно-экологического каркаса, который представляет собой взаимосвязанную сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и зон природоохранного назначения с особым режимом использования.
В Заполярном районе к настоящему времени создано 10 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1 034,2 тыс. гектаров. Из них: 852,3 тыс. га - сухопутная часть с внутренними водоемами и 181,9 тыс. га - морская акватория. Сухопутная часть ООПТ составляет лишь 4,8% от площади района, что ничтожно мало в условиях активного промышленного освоения территории.
Реально из существующих ООПТ в настоящее время функционируют только ГПЗ "Ненецкий" и ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник "Пустозерск".
Государственный зоологический заказник "Ненецкий" после ведомственной реорганизации и упразднения Охотуправления находится в ведении Управления Россельхознадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Реальная охрана и работа на этой территории в настоящее время не проводится. В связи с организацией ГПЗ "Ненецкий" в 1997 г. часть территории заказника вошла в состав заповедника. На 01.11.2007 документально изменение границ и площади заказника не оформлено, так же как не утверждено новое положение о заказнике и не изменен режим особой охраны.
Современную сеть ООПТ нельзя считать удовлетворительной, поскольку существующие ООПТ по своим характеристикам не обеспечивают сохранения природного (ландшафтного и биологического) разнообразия, а также поддержания экологического баланса в регионе.
На территории Заполярного района образованы территории традиционного природопользования (ТТПП) коренных малочисленных народов Севера. Признание земель, закрепленных за сельхозпредприятием, территорией традиционного природопользования окружного значения устанавливает ее статус как особо охраняемой территории с ограниченной хозяйственной деятельностью. Приоритетными являются традиционные отрасли хозяйствования. Вся промышленная деятельность осуществляется с согласия лиц и общин коренных малочисленных народов Севера или их представителей, не нарушая прав и законных интересов вышеназванных.
Согласно статье 12 Федерального закона от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.
2.1.3. Формирование историко-культурного каркаса.
Историко-культурный каркас представляет собой распределение обнаруженных памятников археологического наследия по территории района. Обнаруженные памятники дают ретроспективное представление о направлениях раннего освоения территории района и отражают взаимосвязь таких направлений с существующими линейными и узловыми элементами планировочной структуры территории.
2.2. Мероприятия по развитию и размещению объектов
капитального строительства
2.2.1. Развитие и размещение объектов социальной инфраструктуры.
Развитие производственной и социальной сферы позволяет повысить занятость населения и рост его доходов. Определение потребности в объектах систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также социальной защиты населения проводится исходя из проектной численности населения.
Размещение объектов образования направлено на предоставление общедоступного и бесплатного начального, среднего, дополнительного и дошкольного образования населения.
Развитие здравоохранения позволит предоставлять более качественные медицинские услуги и первичную медико-санитарную помощь в больничных учреждениях.
Планируется проведение следующих мероприятий:
Образование
Проектные решения предусматривают в 1-ю очередь следующие мероприятия:
- строительство средних общеобразовательных школ (СОШ) в населенных пунктах п. Искателей, п. Индига, п. Красное, с. Нижняя Пеша, с. Несь, с. Оксино, с. Тельвиска, п. Харута, п. Нельмин Нос;
- строительство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в населенных пунктах п. Искателей, п. Харута, с. Несь, с. Ома, п. Хорей-Вер, п. Шойна, п. Усть-Кара, п. Нельмин Нос, п. Индига;
- строительство школы-интерната в п. Шойна;
- строительство пришкольных интернатов в населенных пунктах п. Усть-Кара, п. Каратайка, п. Индига;
- строительство школы-сада в населенных пунктах п. Бугрино, п. Варнек;
- строительство специальной коррекционной школы-интерната Заполярного района.
Мероприятия на расчетный срок:
- модернизация существующих объектов с целью улучшения условий и повышения уровня комфортности (за счет уменьшения количества детей в группах, создания отдельных спальных комнат и других мероприятий).
Здравоохранение и спорт
На территории района реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на развитие здравоохранения и улучшение здоровья населения. Улучшается качество медицинской помощи за счет подготовки и переподготовки врачей общей практики, обновления диагностического оборудования и укрепления материально-технической базы, проводятся капитальные и текущие ремонты зданий.
Проектные решения предусматривают в 1-ю очередь следующие мероприятия:
- строительство больницы в п. Хорей Вер;
- строительство амбулаторно-поликлинического учреждения в с. Шойна;
- реконструкцию больниц в с. Великовисочное, с. Нижняя Пеша, п. Харута;
- реконструкцию фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах Заполярного района;
- завершение строительства спортивных объектов в соответствии с долгосрочной целевой программой "Социальное развитие села на территории МО "Муниципальный район "Заполярный район" на 2009 - 2015 годы".
Мероприятия на расчетный срок:
- капитальный ремонт стационаров, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов.
Культура
Проектные решения предусматривают в 1-ю очередь следующие мероприятия:
- строительство Дома культуры в п. Искателей;
- строительство этнокультурного центра в п. Нельмин Нос;
- строительство культурно-досуговых учреждений в д. Вижас, п. Выучейский, д. Лабожское, с. Нижняя Пеша, д. Пылемец;
- строительство культурно-досугового центра в п. Хорей-Вер;
- строительство музейно-библиотечного комплекса в с. Оксино, Ома.
Мероприятия на расчетный срок:
- модернизация, развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений культуры.
Выделение земельных участков для нового строительства или реконструкции объектов социальной инфраструктуры следует предусмотреть в генеральных планах сельских поселений.
2.2.2. Развитие и размещение объектов промышленности, сельского хозяйства и туризма.
Основными задачами, направленными на развитие промышленности на территории района, являются:
- обеспечение ресурсного потенциала производства;
- стабильность работы основных имеющихся производств;
- максимальное использование потенциала территории для развития экономики;
- привлечение на территорию района новых инвестиций и инвесторов;
- обеспечение ресурсным потенциалом инвесторов и новых инвестиционных проектов;
- участие в программах по развитию инфраструктуры;
- обеспечение населения трудоспособного возраста рабочими местами.
Промышленность
Проектом в 1-ю очередь предусматриваются следующие мероприятия:
- строительство газохимического комплекса (завод сжиженного природного газа (СПГ)) в районе Кумжинского месторождения (пос. Сенгейский);
- строительство Кумжинской установки комплексной подготовки газа (УКПГ);
- строительство завода сжиженного природного газа (СПГ) и морского терминала в районе п. Индига (проект "Печора СПГ");
- обеспечение обновления основных фондов промышленных предприятий за счет внедрения новых технологий и применения инновационных мероприятий.
Мероприятия на расчетный срок:
- разработка месторождений твердых полезных ископаемых;
- создание комплекса пищевых предприятий;
- расширение производства молочной продукции;
- создание мясоперерабатывающих цехов на базе местных животноводческих хозяйств;
- строительство рыборазводного завода в районе озера Харитоново;
- возобновление производства сырья для фармацевтической промышленности.
Сельское хозяйство
Проектом в 1-ю очередь предусматриваются следующие мероприятия:
- землеустройство оленьих пастбищ;
- строительство убойных и рыбоприемных пунктов.
Мероприятия на расчетный срок:
- совершенствование системы выпаса и содержания оленей;
- совершенствование племенной работы.
Туризм и рекреация
Проектом в 1-ю очередь предусматривается следующее мероприятие:
- строительство туристического культурного центра в 4 км к востоку от Нарьян-Мара.
Мероприятие на расчетный срок:
- проведение реконструкции стадионов и спортивных площадок на территории населенных пунктов района.
2.2.3. Развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры.
Для развития транспортной инфраструктуры и улучшения условий проживания населения на территории Заполярного района проектом рекомендуется новое строительство автомобильных дорог.
Проектные решения предусматривают в 1-ю очередь следующие мероприятия:
- строительство вертолетной площадки в п. Нельмин Нос;
- строительство вертолетной площадки в д. Волонга;
- строительство автодороги Нарьян-Мар - Тельвиска;
- строительство автодороги Тельвиска - Устье;
- строительство автодороги Нарьян-Мар - Усинск;
- строительство автодороги Мезень - Несь;
- реконструкцию автомобильной дороги Нарьян-Мар - Красное с последующим строительством моста через реку Куя;
- строительство автомобильных дорог круглогодичного действия к населенным пунктам Шойна, Индига, Осколково, а также вахтовым центрам Вангурей, Варандей с выходом на автомобильную дорогу Архангельская область - Несь - Нарьян-Мар - Усинск;
- строительство магистрального газопровода Кумжинское месторождение - побережье Баренцева моря (предположительно п. Индига) и отводов к п. Нельмин Нос и возможно Осколково, включая необходимые газораспределительные станции;
- строительство здания ГИБДД со станцией технического обслуживания (СТО), гаражными боксами и автодромом в п. Искателей;
- инициирование разработки нормативов обеспеченности муниципальных образований Ненецкого автономного округа пунктами технического осмотра в составе региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с письмом заместителя министра регионального развития РФ от 09.11.2011 № 30727-АВ/02.
Мероприятия на расчетный срок:
- строительство железных дорог Воркута - Усть-Кара либо Воркута - Амдерма и г. Сосногорск - Индига (БаренцКомУр);
- строительство порта Индига;
- строительство магистрального нефтепровода Индига - Харьягинский.
2.2.4. Инженерная инфраструктура.
Водоснабжение
В первую очередь предусматриваются следующие мероприятия:
- создание системы мониторинга качества потребляемой населением воды, ее источников, технических средств очистки и транспортировки;
- организация зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
- восстановление и оборудование водозаборных сооружений из поверхностных и подземных источников;
- приобретение и ввод в эксплуатацию современных водоподготовительных установок, обеспечивающих очистку природных вод, с доведением показателей ее качества до нормативов питьевого назначения;
- проведение ремонтных работ и строительство новых водопроводящих сетей, напорно-регулирующих сооружений и систем транспортировки, распределения и учета воды.
Мероприятия на расчетный срок:
- обеспечение водоснабжения населенных пунктов по мере разработки проектов;
- обеспечение устойчивости системы водоснабжения при чрезвычайных ситуациях;
- приведение в порядок и дооборудование элементов схемы водоснабжения в соответствии с СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СаНПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
- проведение инвентаризации всех существующих гидротехнических и водохозяйственных систем.
Водоотведение
Мероприятия на расчетный срок:
- строительство комплексных очистных сооружений (КОС);
- повсеместная замена выгребных ям на септики с последующим вывозом специальным автотранспортом на КОС.
Теплоснабжение
Проектом в 1-ю очередь предусматриваются следующие мероприятия:
- реконструкция и ремонт существующих центральных котельных и тепловых сетей;
- выполнение комплекса мероприятий по обеспечению энергосбережения и снижения тепловых потерь зданий потребителей тепловой энергии.
Мероприятия на расчетный срок:
- строительство новых современных энергоэффективных центральных котельных модульного типа;
- строительство сетей центрального теплоснабжения с применением долговечных энергоэффективных материалов и технологий;
- установка коллективных и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Электроснабжение
Проектом предусматриваются следующие мероприятия:
- строительство линии электропередач (ЛЭП) п. Харьягинский - п. Хорей-Вер;
- реконструкция сетей 6 - 10 кВ в связи с увеличением мощности рассматриваемых подстанций;
- реконструкция линий электропередач в сельсоветах района;
- развитие сети трансформаторных подстанций 6/0,4кВ 10/0,4кВ для электроснабжения проектируемых объектов социально-культурного назначения, жилищного строительства, промышленных и коммунально-складских предприятий.
Связь
Мероприятия по развитию объектов информатики и связи:
- переход от существующих традиционных сетей к мультисервисным сетям с технологией коммутации пакетов;
- формирование широкополосных абонентских сетей доступа;
- увеличение монтированной емкости стационарной телефонной сети;
- установка универсальных таксофонов с использованием спутниковой связи в сельской местности, обеспечение доступа сельского населения к универсальным услугам связи;
- создание многодиапазонных сетей GSM, развертывание сетей третьего поколения на основе европейской версии UMTS международного стандарта IMT-2000;
- перевод систем подачи программ вещания и оповещения на оборудование цифрового формата;
- строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС);
- замена координатных автоматических телефонных станций (АТСК) на цифровые.
Газоснабжение
Мероприятия в 1-ю очередь:
- реконструкция системы газоснабжения п. Факел с учетом новой застройки (3-й этап);
- закольцовка системы газоснабжения ул. Ардалина и ул. Губкина в п. Искателей с учетом новой застройки;
- вынос отключающих устройств из колодцев в надземное положение в п. Красное с учетом новой застройки;
- строительство отключающих устройств в п. Искателей с учетом новой застройки;
- проектирование, строительство газорегуляторных пунктов шкафного типа в с. Тельвиска в дополнение к основной линии и блочному газораспределительному пункту;
- строительство магистрального газопровода Тельвиска - Великовисочное - Коткино с отводами на первом этапе к населенным пунктам: Оксино, Устье, Пылемец, Лабожское, на втором этапе - к населенным пунктам: Хонгурей, Каменка, Щелино, Тошвиска, включая необходимые газораспределительные станции;
- строительство газопровода среднего давления Тельвиска - Макарово - Андег с возможными отводами на д. Куя, включая необходимые газораспределительные станции.
Мероприятия на расчетный срок:
- строительство магистрального газопровода Кумжинское месторождение - побережье Баренцева моря (предположительно п. Индига) и отводов к п. Нельмин Нос и возможно Осколково, включая необходимые газораспределительные станции;
- строительство когенерационных установок на природном газе (мини-ТЭЦ) в населенных пунктах Нельмин Нос и возможно Осколково для снабжения тепло- и электроэнергией.
2.2.5 Жилая застройка.
К расчетному сроку необходимо предусмотреть увеличение жилищного фонда сельских поселений в соответствии с потребностями населения при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований к плотности, этажности и комплексности застройки жилых территорий населенных пунктов.
Мероприятия по переселению должны быть направлены не только на улучшение качества жилищных условий, но и на увеличение жилой площади на человека.
Основной целью жилищной политики Заполярного района является формирование полноценной среды - комфортных условий проживания всех групп населения. Для этого формируются четыре направления деятельности:
1. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и развитие индивидуального жилищного строительства.
2. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и техническая реновация жилищного фонда.
3. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и государственная поддержка работников бюджетной сферы при улучшении жилищных условий.
4. Обеспечение жильем молодых семей.
К расчетному сроку необходимо предусмотреть увеличение жилищного фонда сельских советов в соответствии с потребностями населения при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований к плотности, этажности и комплексности застройки жилых территорий населенных пунктов.
В проекте предполагается, что средний показатель жилобеспеченности возрастет на I очередь до 30,7 м2/чел. в городской местности, до 19,7 м2/чел. в сельской местности; к расчетному сроку, соответственно, 40,6 м2/чел. и 24,6 м2/чел.
Строительство нового жилого фонда предполагает строительство многоквартирных и индивидуальных жилых домов. При строительстве индивидуальных жилых домов малоэтажной застройки в сельских советах есть возможность использовать существующую социальную инфраструктуру, работающую не на полную расчетную мощность. Также строительство жилых домов за счет муниципалитета влечет за собой строительство коммунальной инфраструктуры, что в последующем сделает привлекательным данную территорию для строительства индивидуальных жилых домов физическим лицам за счет частного капитала.
Основными задачами концепции жилищного строительства являются:
- поэтапное улучшение условий жизни населения как результат роста жилищной обеспеченности - одного из показателей, характеризующих социальную сферу экономики;
- разработка предложений по развитию и размещению жилищного фонда и его предлагаемой структуры по типам застройки.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах (помещениях), признанных непригодными для проживания;
- формирование механизма для переселения граждан из жилых домов (помещений), непригодных для постоянного проживания;
- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилыми домами, непригодными для постоянного проживания.
Строительство экономичного муниципального жилищного фонда, необходимого для предоставления социальной нормы жизни категориям населения: инвалидам, пожилым и одиноко проживающим гражданам.
2.2.6. Мероприятия по системе расселения.
В системе расселения Северо-Западного федерального округа территория района относится к сырьевому типу расселения. На территории района сосредоточена основная ресурсно-сырьевая база СЗФО.
Территория района относится к территории проживания коренных малочисленных народов Севера с традиционным промысловым направлением хозяйства, отсюда дисперсный характер размещения сельских населенных пунктов вне основной планировочной оси района - р. Печоры.
В состав системы расселения входит рабочий поселок Искателей и 42 сельских населенных пункта. Кроме того, система расселения дополняется временными населенными пунктами - вахтовыми поселками. Базовыми вахтовыми центрами освоения нефтегазового комплекса являются поселки Варандей и Харьягинский.
Мероприятие в первую очередь
В соответствии с генеральным планом, разработанным в 2008 году ООО "Севтранспроект", планируется расширение населенного пункта поселок Бугрино на 8,4 га в западном направлении за счет земель сельхозназначения.
Мероприятия на расчетный срок
В связи с планируемым размещением объектов, имеющих большие санитарно-защитные зоны, и в связи с небольшими территориями муниципальных образований района необходимо в перспективе увеличить площади муниципальных образований за счет межселенных территорий.
Администрациям муниципальных образований Заполярного района рекомендуется проработать предложения по расширению территорий муниципальных образований за счет межселенных территорий на уровне генеральных планов и внести соответствующие предложения по внесению изменений в схему территориального планирования Заполярного района.
Мероприятия на перспективу
На перспективу проектом предлагается формирование системы расселения исходя из пространственных акцентов экономического развития территории, устойчивого развития региона с учетом взаимных интересов: институтов власти, сохранения окружающей природной среды, нефтегазовой промышленности и коренного населения. В данном сценарии на процессы расселения будут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы развития территории.
Внешние факторы: дальнейшее освоение ресурсной базы района и активное подключение к экспортно-сырьевым коридорам России будет способствовать формированию новых коридоров развития территории, связанных с разработкой новых месторождений и развитием транспортной инфраструктуры, в том числе активизацией Северного морского пути. Значительное развитие получат как транспортно-распределительные центры п. Варандей, Индига, Амдерма.
В случае реализации предложений проекта по диверсифицикации экономики района и комплексному освоению минерально-сырьевых ресурсов, в том числе твердых полезных ископаемых, возможны следующие сценарии развития системы расселения:
- на побережье Баренцева моря возможна организация новых населенных пунктов, связанных с переработкой углеводородного сырья в районе бывшего населенного пункта Сенгейский;
- потенциальная портовая и перевалочная функция Амдермы создает все условия для размещения здесь современного перерабатывающего горнорудного комплекса по переработке месторождений твердых полезных ископаемых, ориентированного как на внутренние, так и внешние грузопотоки;
- дальнейшее формирование полосы временного расселения - вахтовых центров в направлении Харьягинский - Варандей, Харьягинский - портопункт Вангурей; граница с Республикой Коми - Нарьян-Мар, граница с Республикой Коми - Хайпудырская губа с прохождением через сырьевые провинции твердых полезных ископаемых.
При данном сценарии развития возникает необходимость предупреждения риска снижения устойчивости для системы сельского расселения, сформированной на предыдущем этапе развития, в первую очередь коренного населения малочисленных народов Севера в связи с форсированным освоением нефтегазовых месторождений, сохранения условий развития традиционных отраслей хозяйствования: охоты, рыболовства, оленеводства как основы существования сельских населенных пунктов.
Внутренние факторы развития - возрождение этнокультурных традиций и ценностей является основным потенциалом развития сельских населенных пунктов, залогом их способности к самоорганизации, формированию зон воспроизводства и развития на территории района. Для этого необходимо:
- сохранение специализации населенных пунктов как центров развития традиционных отраслей, в первую очередь оленеводства: п. Усть-Кара, п. Бугрино, п. Красное, п. Хонгурей, п. Индига, п. Выучейский, п. Хорей-Вер, п. Харута, п. Каратайка;
- переход к взаимоувязанной системе расселения. Значительное усиление получит планировочная ось в направлении Несь - Ома - Нижняя Пеша - Великовисочное - Нарьян-Мар, которая усиливается строительством новой автомобильной дороги из Архангельской области. Населенные пункты с. Несь и с. Нижняя Пеша в случае их целевого развития будут формироваться как новые подрайонные центры западной части района;
- на перспективу сложившаяся система расселения сохранит свою основную структуру, произойдет типологическая реконструкция структуры расселения на базе сельских населенных пунктов. У населенных пунктов, связанных с традиционными видами деятельности (Шойна, Волонга, Индига), появится новая функция - обслуживание туристско-рекреационного комплекса. Базовым центром обслуживания туристов предлагается сделать п. Искателей;
- районный центр п. Искателей будет продолжать развиваться как современный административный, социально-культурный, деловой центр района. Проектом предлагается усиление административной, деловой и торговой функции районного центра, формирование современной архитектурной среды поселка с организацией деловой зоны, общественного центра с современной инфраструктурой.
2.2.7. Мероприятия по изменению земельного баланса.
В первую очередь необходимо осуществить мероприятия по подготовке и направлению предложений администрацией Заполярного района, адресованных администрации Ненецкого автономного округа, о переводе участка площадью 8,4 га (расширение границ населенного пункта п. Бугрино) из категории земель сельхозназначения в категорию земли населенных пунктов.
По результатам разработки проектов строительства новых объектов инженерной инфраструктуры, объектов санитарной очистки территории, туризма, рекреации и ООПТ, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ, необходимо осуществить мероприятия по подготовке и направлению предложений администрации Заполярного района, адресованных органам исполнительной власти Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, о переводе земель, планируемых для размещения объектов нового строительства, в категорию земель, соответствующую целевому назначению данных объектов.
2.2.8. Инженерная подготовка территории.
Мероприятия по инженерной подготовке в населенных пунктах Заполярного района определены исходя из инженерно-геологических условий и наличия неблагоприятных физико-геологических процессов.
Общими для всех населенных пунктов мероприятиями по инженерной подготовке территории являются следующие:
- организация поверхностного стока. В настоящее время ни в одном населенном пункте нет организованного поверхностного стока и отсутствует ливневая канализация, кроме населенных пунктов на площадях добычи нефтегазового сырья. Согласно требованиям, предъявляемым в настоящее время к использованию и охране поверхностных вод, стоки перед выпуском в водоемы необходимо подвергать очистке на очистных сооружениях дождевой канализации. Водоприемниками служат реки и мелкие ручьи на территории населенных пунктов. В соответствии со СНиП 2.04.03-85 общепоселковые очистные сооружения проектируются в виде прудов-отстойников, оборудуемых устройством для улавливания плавающего мусора, задержания основной массы взвешенных веществ и нефтепродуктов. Из отстойника очищенный сток поступает в пруд дополнительного отстаивания. Все промышленные и коммунальные предприятия обязаны проводить очистку поверхностного стока со своих территорий на собственных локальных очистных сооружениях и только после этого очищенные стоки передавать в водосточную сеть либо непосредственно в водоприемники;
- вертикальная планировка территории. Необходимые уклоны для отвода поверхностных вод обеспечиваются вертикальной планировкой территории, а также засыпкой ям и канав. При проектировании улиц должны учитываться требования СНиП 2.07.01.89 по созданию нормальных условий для движения транспорта, пешеходов и отвода дождевых и талых вод. Строительство дорог в условиях Заполярного района должно вестись практически только на подсыпках, избегая срезок;
- озеленение территорий. В настоящее время сложившаяся структура зеленых насаждений общего пользования в населенных пунктах не отвечает современным градостроительным требованиям.
Количество зеленых насаждений во всех населенных пунктах ниже норматива, к тому же ассортимент используемых в зеленом строительстве деревьев и кустарников беден в силу природных особенностей проектируемой территории. Наблюдается незначительное количество газонов. В целом в зеленом строительстве мало распространены деревья, преобладают массивы из кустарников. Территории населенных пунктов относятся ко II растительной зоне и расположены на границе тундровых и лесотундровых ландшафтов. Для них характерны низкая теплообеспеченность, длительная суровая зима, наличие многолетней мерзлоты, малая продуктивность растительных сообществ. Озеленение решается с учетом климатических условий. В качестве зеленых насаждений могут быть использованы карликовая береза и ива. Окружающая местность представляет собой тундру. Учитывая большую ценность для жителей Крайнего Севера значения зеленых насаждений, в проекте предлагается при строительстве новых сооружений предельно сохранять почвенный слой, озеленять территории массовым посевом красивоцветущих многолетников, местных или хорошо акклиматизированных. В сложных лесорастительных условиях Севера необходимо наряду с созданием новых насаждений большое внимание уделять сохранению существующей растительности. Песчаные грунты вызывают частые пылевые заносы при усиленном ветровом режиме. В поселках необходимо сделать приоритетным в структуре озелененных территорий газонное озеленение. Порядок озеленения на земельных участках предусматривается в правилах землепользования и застройки;
- защита от затопления паводковыми водами. Затоплению подвергаются населенные пункты: Великовисочное, Тошвиска, Лабожское, Каратайка, Оксино, Тельвиска, Макарово, Красное, Куя, Андег, Осколково. Защита от затопления предусматривается в основном подсыпкой несвязным грунтом с послойным уплотнением. Верховой откос планируется с заложением 1:2,5 и укрепляется железобетонными плитами или одерновкой;
- укрепление и благоустройство крутых склонов рек и склонов техногенного происхождения. Основными причинами разрушения склонов является оголенность откосов, крутизна и отсутствие организованного водоотвода на прилегающих территориях. Берегоукрепление крутых склонов предусматривает планировку склонов, уложение слоя геотекстиля, выполняющего роль обратного фильтра, и укрепление железобетонными дырчатыми плитами с посадкой в ячейки растений с развитой корневой системой. На более пологих склонах предусматривается залужение, посадка кустарника. Большое значение для сохранения стабильности склонов имеют мероприятия по организации поверхностного стока на прилегающей территории. Следует учитывать, что водоотвод должен быть организован по бровке откосов и крутых склонов, а сброс стока должен производиться по бетонным лоткам и быстротокам;
- высокое стояние уровня грунтовых вод. В целях защиты зданий от подтопления предусматривается локальная подсыпка, устройство гидроизоляции подвалов зданий и сооружений и отмостка вокруг них. Кроме того, предусматривается подсыпка под сооружения хозяйственно-бытовой канализации.
2.3. Мероприятия по санитарной очистке территории
Твердые бытовые отходы
В Заполярном районе предусмотрено строительство площадок временного накопления отходов с установками по сжиганию твердых бытовых и медицинских отходов в сельских населенных пунктах; организация системы сбора и транспортировки отходов из населенных пунктов для дальнейшей утилизации и захоронения, а также приобретение оборудования для временного накопления медицинских отходов, приобретение автотранспортных средств для сбора и транспортировки отходов.
Во всех населенных пунктах муниципального образования необходимо разместить контейнеры для сбора мусора с последующим вывозом отходов на площадки для временного складирования отходов и далее либо на полигон ТБО, либо на установки по сжиганию. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Твердые бытовые и промышленные отходы 4 - 5-го класса опасности с территории населенных пунктов планируется вывозить на площадки для временного складирования отходов, а оттуда на полигон ТБО либо на установки по сжиганию.
Необходима ликвидация существующих несанкционированных свалок, рекультивация их территорий.
Проектом предлагается обустройство площадок для временного складирования отходов вблизи населенных пунктов с соблюдением санитарных разрывов до жилых и общественных зон, открытых водоемов.
Допускается обустройство площадок для временного складирования отходов на месте существующих несанкционированных свалок.
Мероприятия в 1-ю очередь:
- разработка порядка обращения с отходами на территории МР "Заполярный район";
- разработка муниципальными образованиями поселений местных нормативных актов по обращению с отходами;
- организация учета объемов образования отходов (в том числе от деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ));
- разработка тарифов и порядка их пересмотра и согласований; расчет тарифов за услуги по утилизации различных видов отходов;
- организация и проведение информационной работы среди населения района;
- инвентаризация несанкционированных свалок на территории МР "Заполярный район";
- разработка схем расположения и согласование количества контейнерных площадок и контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в населенных пунктах района;
- организация системы сбора и вывоза отходов (строительство контейнерных площадок, закупка и установка контейнеров для сбора отходов, закупка транспорта для вывоза отходов);
- приобретение инвентаря для сбора и временного хранения медицинских отходов;
- проектирование площадок временного накопления отходов;
- проектирование площадок размещения отходов;
- мероприятия по формированию площадок временного накопления и утилизации отходов, обеспеченных стационарной или мобильной установкой утилизации отходов (формирование земельных участков, строительство площадок, покупка установок термического обезвреживания отходов).
Мероприятия на расчетный срок:
- организация и проведение информационной работы среди населения района;
- организация раздельного сбора ценных компонентов ТБО: стеклотара, пластик, бумага и текстиль, металлолом;
- ликвидация существующих санкционированных и несанкционированных свалок на территории района, рекультивация их территорий.
Скотомогильники
По некоторым данным, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа имеется около 45 потенциально опасных сибиреязвенных скотомогильников. Информация об этом прозвучала в Архангельске в ходе семинара по обсуждению оценки уязвимости здоровья населения к изменениям климата, который проходил в СГМУ в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Воздействие изменений климата на здоровье населения и оценка возможности адаптации на севере РФ".
Сибиреязвенные скотомогильники на территории Заполярного района начали формироваться в 20-х годах прошлого века. Большая часть из них была организована на территориях вечной мерзлоты, границы которой под воздействием климатических изменений в последние десятилетия резко смещаются на север.
Наиболее уязвимыми территориями являются полуостров Канин и Большеземельская тундра, почвы которых очень чутко реагируют на потепление. Если в 30-х годах мерзлые породы отмечались в районе Мезени, то сегодня мерзлота сдвинулась на 35 - 70 километров на север.
Мероприятия в 1-ю очередь:
- провести инвентаризацию всех действующих и недействующих скотомогильников на территории района;
- разработать недостающую документацию на скотомогильники;
- благоустроить и привести в соответствие с нормами территорию скотомогильников с установкой ограждений и аншлагов;
- строительство 6 новых скотомогильников (биотермических ям) в районе с. Несь, п. Нельмин Нос, с. Ома, с. Коткино, п. Каратайка, а также на оленпастбищах СПК "Ижемский оленевод".
Мероприятия на расчетный срок:
- проработать документацию на неиспользуемые скотомогильники с целью возможного уменьшения санитарно-защитных зон (СЗЗ) ввиду срока давности последнего захоронения.
Жидкие бытовые отходы
К жидким бытовым отходам (ЖБО) относятся нечистоты, помои, другие бытовые стоки, дождевые и талые воды, отходы из неканализованных зданий. В соответствии со СНиП 2.01.07-89 норма жидких бытовых отходов составляет 2 куб. м на 1 человека в год. По району - 20000 человек x 2 м3 = 40000 м3 в год.
Необходимо строительство очистных сооружений либо вблизи, либо в зоне транспортной доступности всех населенных пунктов района.
Рекомендуется повсеместная замена выгребов на септики (накопители) с последующим систематическим вывозом стоков ассенизационными машинами к местам обеззараживания на очистные сооружения.
Для сбора и транспортировки ЖБО к местам обеззараживания требуется специальная ассенизационная техника.
Окончательное решение о размещении объектов специального назначения необходимо принять с учетом гидрологических, климатических и грунтовых условий по результатам инженерно-геологических изысканий. Выбор и отвод земельного участка для строительства объектов специального назначения проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
2.4. Мероприятия по охране окружающей среды
Экологическая политика направлена на уменьшение образования отходов, внедрение экологически безопасных методов их обезвреживания, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, водоемы, почвы, сохранение лесных ресурсов.
Необходимо продолжить осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию технологии производства на промышленных предприятиях с целью снижения выбросов вредных веществ, уменьшения стоков. Чтобы полностью исключить сброс сточных вод в водоемы, необходимо создавать оборотные системы водоснабжения не только в пределах отдельных предприятий, но и в масштабах промышленных узлов и районов. Прямоточная система водоснабжения по схеме: водоем - технология - очистные сооружения - водоем экономически невыгодна и экологически ненадежна. Замкнутый цикл водообеспечения не требует глубокой очистки сточных вод (достаточна лишь технологически приемлемая схема), поэтому он значительно дешевле и при нем полностью прекращается сброс сточных вод в водоемы.
С целью сохранения, а в некоторых случаях и улучшения состояния окружающей среды на описываемой территории необходимо организовать экологический мониторинг на наиболее опасных участках загрязнения, а также на особо важных объектах. Рекомендуется составление карт периодического контроля за состоянием природной среды через каждые 2 - 3 года. Оперативный контроль на выделенных участках для проведения комплексного мониторинга следует проводить ежегодно.
Важным экологическим направлением является развитие и модернизация комплекса ООПТ. Создание природных парков с необходимым природоохранным обустройством и квалифицированным персоналом позволит: сохранить уникальные природные объекты, предотвратить деградацию экосистем, снизить риски здоровья населения, приведет к повышению экологической культуры людей. В качестве обеспечивающих направлений рассматривается: создание других местных, региональных ООПТ, доступных для эколого-познавательной деятельности; формирование на базе существующих ООПТ и других земель со специальным режимом охраны природы экологической сети (каркаса) территорий в районах существенной антропогенной нагрузки.
Воздушный бассейн
Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна территорий городского и сельских поселений Заполярного района сводятся к следующему:
- создание естественного кондиционера вокруг жилых образований путем озеленения территории поселков и с максимальным сохранением существующих лесных насаждений;
- ограничение дальнейшего развития вредных производств и вынос предприятий из жилой зоны;
- установление санитарно-защитных зон от источников загрязнения (котельные, животноводческие фермы и т.п.);
- применение в котельных более совершенной технологии сжигания топлива и очистки выбросов.
Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна Заполярного района по нефтегазовому промышленному комплексу сводятся к решению проблемы утилизации попутного газа путем строительства объектов утилизации свободного и попутно добываемого нефтяного газа.
Вклад выбросов от индивидуального автомобильного транспорта в общее загрязнение воздушного бассейна несущественен. Но в городском и сельских поселениях узкие улицы с очень низким уровнем благоустройства дорожной сети способствуют формированию вдоль дорог зон дискомфорта от воздействия автотранспорта. Поэтому можно порекомендовать дополнительное озеленение вдоль автомобильных дорог.
Мероприятия по рациональному обращению
с промышленными отходами
Необходима рекультивация территорий, где ранее проводились геологоразведочные работы, так в результате их проведения выведено из сельскохозяйственного использования более 1500 га земель, представляющих на данный момент захламленные металлоломом, мусором, пятнами нефтепродуктов участки. Сейчас рекультивация не проводится из-за отсутствия средств.
Остается нерешенной проблема с отходами ракетно-космической промышленности - необходим вывоз отделяющихся частей ракетоносителей, запускаемых с Плесецкого космодрома (В 1990 г. проводились работы по очистке территории от остатков ракетоносителей, но в 1991 г. были прекращены и не проводятся до настоящего времени).
Для решения проблемы утилизации прежде всего необходимо провести изучение и получить ясное представление о том, сколько и какие отходы уже накоплены на территории Заполярного района, сколько их будет образовываться и в каких местах. Наличие такого анализа позволит двигаться вперед в решении проблемы. На сегодняшний день подробной информации представлено не было.
Мероприятия по обращению ТБО
Для Нарьян-Мара ОАО "НПК "Механобртехника" в 2005 году был разработан проект завода по переработке твердых коммунальных отходов. Производительность проектируемого предприятия составляет 100 тыс. м3 в год (20 тыс. т в год) по перерабатываемым твердым коммунальным отходам (ТКО).
Твердые бытовые и промышленные отходы 4 - 5-го класса опасности с территории населенных пунктов планируется вывозить на площадки для временного складирования отходов, а оттуда на полигоны ТБО либо на установки по сжиганию.
Основные мероприятия по охране
водных ресурсов от загрязнения
Проблемы загрязнения водных объектов подразделяются на две группы:
- загрязнение сбросами сточных вод населенных пунктов и несоблюдение водоохранных мероприятий в водоохранных зонах и на водосборных бассейнах;
- загрязнение водных объектов в результате интенсивного развития нефтегазового комплекса.
Для группы предприятий, расположенных достаточно компактно, следует предусмотреть общие для каждого промышленного узла очистные сооружения дождевой канализации, строящиеся при долевом участии каждого предприятия.
Для охраны подземных вод от загрязнения необходимо провести:
- обязательную герметизацию оголовка всех эксплуатируемых и резервных скважин;
- организацию вокруг каждой скважины зоны строгого режима - I пояса зоны санитарной охраны (ЗСО);
- вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников химического загрязнения. В пределах ЗСО не допускается размещение свалок, скотомогильников и других источников загрязнения;
- систематическое выполнение бактериологических и химических анализов воды, подаваемой потребителю.
Организация водоохранных полос
В соответствии с Водным кодексом РФ для сохранения водного объекта от загрязнения и заиления устанавливаются водоохранные зоны (ВЗ), имеющие особый режим хозяйственной деятельности.
Ширина ВЗ устанавливается в зависимости от длины реки:
- до 10 км - в размере 50 м;
- от 10 км до 50 км - в размере 100 м;
- от 50 км и более - в размере 200 м.
В пределах Заполярного района водоохранные зоны шириной 200 м должны быть установлены на 160 водных объектах, а шириной 100 м - на 1600.
Контроль над соблюдением режима хозяйственного использования в ВЗ осуществляет Управление Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу при плановых проверках предприятий. Сложность при проверке нефтяных и газовых компаний заключается в том, что они достаточно удалены и до них можно добраться только на вертолете.
На основании вышеизложенного, с целью улучшения экологической ситуации на территории Заполярного района предлагается:
1. Разработать и утвердить территориальную программу в области обращения с отходами производства и потребления.
2. Провести мероприятия по оборудованию организованных свалок и полигонов твердых бытовых отходов (отвод земельного участка, проектирование, ввод в эксплуатацию).
3. Разработать и утвердить решением органов местного самоуправления генеральную схему очистки населенных пунктов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
4. Провести мероприятия по улучшению качества питьевой воды:
- разработать проекты зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения в соответствии СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения";
- привести в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 1-й пояс ЗСО;
- провести замену изношенных водопроводных сетей во всех населенных пунктах Заполярного района, имеющих централизованное водоснабжение.
2.5. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:
1. Поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.
2. Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
3. Подготовка территорий сельских поселений для приема эвакуированного населения в особый период - оборудование общественных зданий для размещения эвакуированного населения из расчета 2,5 м2 общей площади на одного человека, оборудование пунктов водоснабжения.
4. При разработке генеральных планов сельских поселений предлагается проектирование противорадиационных укрытий (согласно СНиП 2.01.51-90). Размещение защитных сооружений в населенных пунктах района должно увязываться с планами приема эвакуируемых.
5. Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
6. Укрепление материально-технической базы существующих подразделений муниципальной противопожарной службы, оснащение их материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны (ГО).
7. Соблюдение противопожарных разрывов при застройке населенных пунктов.
8. Устройство искусственных водоемов, предназначенных для противопожарных целей в чрезвычайных обстоятельствах.
9. Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО на базе расположенных на территории района организаций, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения.
10. Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения.
11. Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств.
12. Рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
13. Проведение почвозащитных мероприятий для борьбы с водной эрозией по следующим направлениям:
- создание искусственного микрорельефа;
- создание устойчивого растительного покрова.
14. Проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными гидрологическими явлениями:
- отсыпка территорий, подверженных затоплению паводковыми водами;
- берегоукрепление опасных участков;
- вынос из зоны возможного затопления зданий и сооружений (при необходимости).
15. Укрепление материально-технической базы подразделений муниципальной противопожарной службы, капитальный ремонт и обновление пожарных автомобилей.
16. Капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов противопожарной службы.
17. Оборудование пожарными гидрантами существующих в сельских населенных пунктах района систем водоснабжения, из расчета не менее четырех гидрантов на жилой квартал с низкоэтажной застройкой.
18. Оборудование дополнительных подъездов к естественным водоемам (пирсы) для заправки пожарных машин в любое время года.
19. Ликвидация на территории района аварийного жилищного фонда, не подлежащего капитальному ремонту и реконструкции.
2.6. Мероприятия по охране объектов культурного наследия
Мероприятия по охране объектов культурного наследия Заполярного района включают в себя в 1-ю очередь:
- сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений;
- охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- инициирование работ по выявлению неизвестных и не учтенных к настоящему времени объектов культурного наследия местного значения;
- инициирование процесса перевода земель в пределах территории объекта культурного наследия местного значения в земли историко-культурного назначения;
- согласование с государственными органами по охране объектов культурного наследия, хозяйственной и иной деятельности в пределах территорий и охранных зон объектов культурного наследия местного значения;
- инициирование процесса по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия местного значения и утверждение их в установленном порядке, определение направления будущего хозяйственного использования;
- проведение инвентаризации и паспортизации объектов культурного наследия местного значения.
Мероприятия на расчетный срок:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений;
- охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- установка информационных знаков на объектах культурного наследия местного значения;
- организация и проведение работ по выявлению объектов культурного наследия местного значения;
- инвентаризация и мониторинг, паспортизация объектов культурного наследия местного значения.
2.7. Мероприятия по расширению сети
особо охраняемых природных территорий
В процессе разработки проекта выявлена необходимость организации ряда дополнительных участков охраняемых территорий как особо ценных объектов природного каркаса. Эти территории необходимо сохранить и использовать в научно-познавательных и рекреационных целях.
ООПТ регионального значения:
1. Заказник/природный парк "Северный Тиман".
2. Заказник/природный парк "Югорский".
3. Заказник "Колгуевский".
4. Природный комплексный заказник "Канин камень".
5. Яжмо-Несинский заказник.
6. Орнитологический заказник "Сенгейский".
7. Заказник "Вашуткинский".
8. Заказник "Падимейский".
9. Косминский комплексный заказник.
10. Природный комплексный заказник "Святой Нос".
11. Природный комплексный заказник "Хайпудырский".
12. Заказник "Озера Съерты".
Проектом предлагается региональному природному заказнику "Вайгач" придать статус ООПТ федерального значения.
2.8. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению
реализации схемы территориального планирования
1. Утверждение плана реализации схемы территориального планирования района.
2. Введение системы мониторинга реализации схемы территориального планирования района.
3. Создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности района.
------------------------------------------------------------------